Автор: Дарья Бучинская

Часто приходится слышать, что время – исчерпаемый ресурс.

Ресурс, который важно ценить. Науке известно, что такое время с точки зрения физики. Но с точки зрения обычного человека время легче описывать метафорами, а не научными понятиями. С их помощью можно внести в определение времени частицу себя и разнообразить окружающую действительность красками своего восприятия.

Мне хочется сравнить время с течением реки.

Для кого-то эта река течёт слишком быстро, для кого-то – медленно.

А кто-то двигается в унисон с течением.

Кого-то оно разбивает о скалы.

А кто-то может сам выбирать, куда плыть.

Позитум-подход, в рамках которого я работаю, предлагает рассматривать время как врождённую способность человека. У людей бывают разные взаимоотношения со временем. Человек может уметь или не уметь эффективно управлять своим временем, ему может хватать или не хватать его. Но в любом из случаев эта способность – чувствовать время – в значительной степени связана со способностью реализовывать многие жизненно важные концепции.

Наше отношение со временем рождает разнообразные истории про личный, родовой и культурный опыт.

И, бывает, что эти истории разыгрываются в жизни неосознанно.

Существует интересная теория про время, о которой много говорят в Одесском национальном университете имени Мечникова, и почему-то мало – за его пределами. Речь идёт про теорию темперамента Бориса Йосиповича Цуканова, которая обосновывает связь особенностей восприятия времени с типологическими особенностями человека, а именно – с темпераментом.

Темперамент является свойством нервной системы – настоящим материальным объектом научных исследований. Это свойство, которое можно измерить. Согласно временной теории темперамента, у каждого человека есть собственная единица времени – мера переживаемой длительности. Цуканов описал временные свойства психики, которые являются биологическими по своей природе. Оказалось, что каждый человек имеет внутренние часы, и особенность их хода определяет продуктивность познавательной деятельности, музыкальные способности и многое другое. Собственная единица времени оказывает влияние даже на вид заболеваний или оптимального времени для сна.

Человек учится распоряжаться временем уже на самых ранних этапах развития.

Новорожденный в течение первых 12 часов постепенно утрачивает связь с внешней средой. Между малышом и окружающим миром возникает стимульный барьер, необходимый для того, чтобы организм ребёнка адаптировался к новой травматичной для него среде. Спустя несколько дней стимульный барьер постепенно угасает, и малыш начинает ощущать внешние раздражители.

Эти временные интервалы являются нормой для среднестатистического человеческого малыша. С момента появления на свет человек начинает использовать временной ресурс для реализации психофизиологических задач: сон и дневная активность, направленная на взаимодействие со значимыми взрослыми и предметной средой.

“Всему своё время”, – я часто слышала это выражение в детстве. И сейчас, работая в детском реабилитационном центре, вижу, как точно это высказывание отражает реальную жизнь. Если ребёнка стимулировать ходить или сидеть раньше положенного времени, это может привести к тяжёлым последствиям для его развития и жизнедеятельности. И, наоборот, если ребёнок не успевает развить нужные новообразования в положенный срок, это также может вести к негативным последствиям для его развития, в целом.

Все новые навыки организма невозможно обрести без «разрешения» времени. Время позволяет случаться чудесам: вынашиванию, рождению человека, и дальнейшему его развитию.

В теории позитивной психотерапии время относится к нашим первичным способностям, то есть к тем, которые заложены в нас от рождения и формируются на самых ранних этапах онтогенеза.

Теория Б. И. Цуканова научно обосновывает тот факт, что способностью чувствовать время человек и вправду обладает от начала своего существования. Эта способность заложена в нас на генетическом уровне и тесно связана с физиологией нервной системы.